СтоматологияИнформацияДетиПричины пульпита молочного зуба у детей

Причины пульпита молочного зуба у детей

Всем известно, что чем раньше диагностировано заболевание, тем быстрее и эффективнее проходит лечение, и наступает выздоровление. То же самое относится и к ротовой полости: регулярное посещение стоматолога с самого раннего детства — залог здоровых и крепких зубов. Врач уже на ранней стадии может определить наличие кариеса и его осложнения — пульпита.

Пульпит молочного зуба. Особенности протекания заболевания

Молочный зуб имеет такое же строение, что и постоянный. Он состоит из эмали, дентина и пульпы. Пульпа — это мягкая ткань, которая содержит множество мелких капилляров и нервных отростков. Пульпит у ребенка — это воспаление, протекающее внутри зуба. Так как эмаль детского зуба тонкая, и она может легко разрушаться под влиянием внешних факторов, заболевание развивается довольно быстро и протекает в острой или хронической формах.

Отчего появляется пульпит?

Одной из самых распространенных и главных причин детского пульпита является невылеченный кариес. Микроорганизмы, которые скапливаются в полости зуба, размножаясь, вырабатывают токсины. Эти ядовитые вещества, в свою очередь, оказывают разрушительное воздействие на эмаль и дентин.

Другими причинами пульпита являются:

• Механические травмы челюсти;
  • Острые инфекционные заболевания, снижающие иммунные силы организма;
  • Неправильное или грубое лечение кариеса;
  • Некачественные материалы, используемые для пломбирования;
  • Ожог мягких тканей при проведении препарирования;
  • Использование сильного и раздражающего антисептика при обработке участка ротовой полости.

Виды пульпита. Симптомы заболевания

Симптомы пульпита проявляются в зависимости от вида заболевания и степени поражения зуба. Иногда взрослому трудно определить наличие болезни у маленького ребенка: признаки воспаления могут вовсе отсутствовать, и малыш при этом чувствует себя вполне бодрым и здоровым. Чтобы вовремя диагностировать пульпит и начать лечение, необходимо регулярно посещать детского стоматолога.

Основными видами пульпита молочных зубов являются острый и хронический.

Острый пульпит

Как правило, он наблюдается у детей в возрасте 3-6 лет. В этот период зубные корни уже окончательно сформированы, но не подвержены естественному рассасыванию. Главный признак воспаления в этом случае — пронизывающая боль, которая усиливается ближе к вечеру и ночью. Ребенок также может отмечать наличие боли, когда сжимает челюсть или жует твердую пищу. Нередко во рту у пораженного зуба появляются гнойные выделения, малыш может отказываться от горячей и холодной пищи. Родители часто замечают припухлость губ и щеки, а также увеличение лимфоузлов.

Хронический пульпит

В этом случае воспаление протекает довольно вяло. Оно развивается на фоне острого заболевания или после некачественной установки пломбы. Почти в половине случаев процесс перетекает на соседние ткани. Болезнь долго не позволяет обнаружить себя симптоматикой.

Выделяют три разновидности хронического пульпита:

1. Фиброзный. Это самый распространенный вид заболевания. При этом оно может развиваться самостоятельно, без привязки к острой стадии. Эта форма у детей нередко выявляется случайным образом, на приеме у врача, так как часто не сопровождается ярко выраженными симптомами. С другой стороны, на пораженном зубе появляется много налета, и ребенок может ощущать боль во время еды и дискомфорт при питье холодной воды или сока.
  2. Гангренозный пульпит. Появляется на фоне запущенных хронического фиброзного или острого пульпита. В такой ситуации доктор диагностирует отмирание мягких тканей и нервов зуба, в результате чего малыш может вовсе не испытывать боль, или отмечать ее крайне редко и то, только после употребления горячей еды. Однако есть несколько признаков, по которым можно предположить наличие пульпита молочного зуба: изо рта появляется неприятный запах, цвет эмали становится серым и даже черным.
  3. Гипертрофический пульпит. Основной причиной заболевания является разрушение коронки зуба и долговременное механическое раздражение внутренних тканей. Этот вид хронического пульпита встречается нечасто и, как правило, у тех детей, которые не посещают стоматолога. К симптомам относятся кровоточивость десен во время чистки зубов или еды, появление налета, ноющая боль при смыкании челюстей или жевании твердой пищи.

Что делать, если у ребенка пульпит?

Некоторые родители думают, что ничего серьезного не произойдет — молочный зуб скоро выпадет, и заболевание исчезнет. Этот подход в корне неправильный, и важно вылечить воспаление, чтобы оно не поразило соседние, здоровые зубы. Если стоматолог не вмешается, то острая форма довольно быстро перейдет в хроническую, что чревато тяжелыми последствиями, например, поражением внутренних органов.

Лечить или удалять?

Профессиональный стоматолог ответит однозначно: «Лечить!». К удалению временных зубов прибегают крайне редко, так как существует риск неправильного формирования челюстного аппарата. Именно терапия позволяет придать зубному ряду эстетичный вид, предупредить появление у ребенка вредных привычек в виде ощупывания языком кариозной полости, восстановить жевательную функцию, не допустить возникновение речевых дефектов.

Как лечится пульпит у детей?

В настоящее время для лечения детского пульпита применяют несколько терапевтических методик:

• Консервативная. Врач использует этот метод, когда воспаление диагностировано на самой ранней стадии или при фиброзном пульпите. В этом случае мягкие зубные ткани полностью сохраняются, а кариозные области вычищаются. В образовавшуюся «ямку» сначала закладывается специальная смесь с лекарством, которое обладает антисептическим действием. При повторном визите доктор устанавливает постоянную пломбу. Если пульпа воспалена не сильно, то вылечить ее можно и за один сеанс.
  • Витальная. Методика направлена на удаление верхней части пульпы, при этом вся корневая мягкая ткань остается нетронутой (ампутация). Оно проводится под местным наркозом. Возможен вариант полного вычищения пульпы с закладыванием в образовавшуюся пустоту пломбировочного состава (экстирпация).
  • Девитальная. К этому методу прибегают в тех случаях, когда пораженный воспалением зуб практически полностью сгнил. Врач окончательно умерщвляет ткань и близлежащие нервные окончания при помощи специальных лекарственных препаратов, а затем устанавливает пломбу.

Этапы лечения пульпита у детей

Самыми эффективными методами для лечения детского пульпита являются витальный и девитальный. Как правило, зуб выздоравливает после 2-3 визитов к доктору. Весь процесс можно разделить на несколько последовательных этапов:

1. Обезболивание воспаленной области;
  2. Очистка и обработка пораженной зоны антисептиком;
  3. Закладка в образовавшуюся полость антибиотиков, особых паст;
  4. Чистка кариозной полости (при необходимости);
  5. Удаление пульпы (полностью или частично);
  6. Обработка каналов корня;
  7. Установка пломбы;
  8. Восстановление коронки, придание ей правильной формы.

Лечение детского пульпита — сложная работа для стоматолога. Прежде всего, это связано с беспокойством маленького пациента, что, конечно, мешает врачу выполнить все манипуляции быстро и максимально безболезненно. После процедуры могут возникать и осложнения. Чаще всего у малыша повышается температура, и в этом случае необходимо как можно скорее обратиться за медицинской помощью. Жар — первый признак сильного воспаления. Также могут наблюдаться небольшое кровотечение из-за механического воздействия на мягкие ткани, болевые ощущения, припухлости щеки. В любом случае стоит сообщить об этом доктору, чтобы предупредить возникновение более серьезных осложнений.

К пульпиту у детей нельзя относиться легкомысленно. Профилактическое посещение стоматолога, правильный уход за зубами и ротовой полостью — залог здоровья малыша.