Бутылочный кариес

В 2-4 года многим деткам стоматолог ставит диагноз «бутылочный кариес». Название зубного заболевания говорящее: оно развивается вследствие привыкания к употреблению молочных смесей или молока из бутылочки с соской. После того как малыш выпьет его, во рту на долгое время образуется лактозный налет — основная причина развития кариеса. Так как эмаль молочного зуба очень тонкая, то она быстро подвергается разрушению.

Причины бутылочного кариеса

На начальной стадии развития заболевания на верхних резцах и клыках появляются пятна. Они могут скрываться под налетом, но постепенно становятся ярче и приобретают черный или свето-коричневый цвет. Со временем кариес сильно разрушает маленькие зубки, и в них могут появиться отверстия и дырки.

Главная причина бутылочного кариеса — повреждение и разрушение тканей зуба под влиянием кислотной среды, которая образуется из-за активного размножения бактерий. Вторичными факторами возникновения заболевания становятся остатки пищи и неспособность организма маленького ребенка справляться с активностью микроорганизмов во рту.

Педиатры и стоматологи склоняются к мнению, что ночное кормление провоцирует развитие болезни. Лактоза — идеальная среда для бактерий. Она поступает в детский организм и с грудным молоком, и из смесей. Конечно, не всегда можно почистить рот после еды — это и приводит к поражениям зубов. С другой стороны, кариес может развиваться не только в результате кормления перед сном или ночью. Даже при строгом соблюдении графика питания и регулярной чистке ротовой полости у малыша появляются признаки заболевания. В этом случае можно говорить, что болезнь провоцируют и другие факторы:

• Ослабленный иммунитет. Слюна обладает бактерицидными свойствами и может подавлять активность вредных микроорганизмов. Если защитные силы ослаблены из-за болезни, недостатка витаминов или в силу врожденных особенностей, то ресурса слюны будет недостаточно.
  • Неправильный рацион. Самое губительное влияние на зубки оказывает частое употребление сладостей, мучных изделий, соков и газированных напитков. Частички пищи скапливаются во рту и создают условия для развития патогенной микрофлоры.
  • Недостаток фтора. Если организм испытывает дефицит фтора, то эмаль зубов ослабевает и легче подвергается агрессивному воздействию кислотной среды.

Как лечится бутылочный кариес

Если заболевание выявлено еще на ранней стадии своего развития, то врач проводит обработку пористой поврежденной поверхности особым материалом — инфильтрантом. Процедура длится примерно 1,5 часа, и она довольно трудоемкая, поэтому часто маленьким пациентам дают общий наркоз.

Более простой метод лечения — серебрение. В этом случае на пораженный участок наносится слой специального серебряного состава, но в будущем требуется его регулярное обновление. Серебрение не дает красивого эстетического эффекта, и стоматологи рекомендуют прибегать к более эффективным методикам. Если бутылочный кариес запущен, то наблюдаются поражения дентина — такие ткани необходимо удалять бормашиной, а полоти заполнять пломбировочным материалом.

Профилактика бутылочного кариеса

Предотвратить заболевание намного легче, чем лечить. Для этого стоит соблюдать ряд несложных рекомендаций:

1. С самого раннего возраста ребенка необходимо приучать к регулярному уходу за зубами: чистить их утром и вечером, полоскать. Почистить зубки грудничкам может и мама марлевым тампоном, смоченным в воде или отваре ромашки.
  2. Важно, чтобы малыш соблюдал режим питания, и в его рацион входили полезные продукты (свежие фрукты, зелень, рыба, овощи).
  3. Количество сладостей стоит сократить.
  4. Регулярно посещать стоматолога, который может выявить заболевание на самой ранней стадии его развития.