СтоматологияИнформацияСтатьиГипертрофический пульпит

Гипертрофический пульпит

Гипертрофический пульпит относится к редким стоматологическим заболеваниям. Часто случается так, что пациентов сначала беспокоят сильные боли в зубе, которые затем проходят, а затем появляются неприятный запах изо рта и незначительные боли ноющего характера совместно с кровоточивостью десны при жевании пищи, а также во время чистки зубов. В полости зуба при этом ощущаются выступающие новообразования.

1-3.jpg

Причинами гипертрофического пульпита являются, прежде всего, сильное разрушение зуба из-за глубокого кариеса либо травмы, в результате которых в открытую пульпу проникает инфекция. Инфекция может попасть в пульповую камеру и в результате некачественного лечения зуба, пораженного кариесом. Поскольку этот разрушительный процесс протекает длительное время, то пульпа воспаляется и в ней происходит разрастание мягких тканей с образованием полипа, поэтому гипертрофический пульпит имеет и другое название – пульпарный полип.

В клинической практике различают хронический гипертрофический пульпит в двух формах:

• гранулирующая, т.е. когда происходит разрастание находящейся в пульпе грануляционной ткани в полость зуба, пораженную кариесом;
  • полип, более тяжелая стадия заболевания, т.е когда десневой сосочек разрастается поверх пульпы. При этом десневые ткани срастаются с проросшими грануляциями, а при малейшем раздражении пульпа начинает кровоточить.

Очень часто данным заболеванием болеют дети и подростки в виду недостаточно качественного ухода за полостью рта.

hronicheskij-gipertroficheskij-pulpit3.jpg

Как диагностируют заболевание.

Поскольку хронический гипертрофический пульпит по внешним проявлениям похож на некоторые патологии мягких тканей, связанные с разрастанием десневого края и грануляционной ткани, то для постановки верного диагноза врач должен иметь опыт работы и необходимую квалификацию.

При визуальном осмотре стоматологом он видит довольно глубокую пораженную кариесом полость, в которой находятся грануляционные мягкие образования, выделяющие кровь при нажиме. Во время касания зондом новообразований пациент не испытывает сильной боли, а вот если зонд ввести глубже в камеру пульпы, то возникает острая боль.

На начальной стадии грануляционная ткань ярко красного цвета, а в более запущенной форме – цвет полипа меняется на светло-розовый. Полип имеет плотную структуру, а при воздействии на область больного зуба пациент боли, как правило, не чувствует, хотя при зондировании самого полипа возникает острая боль. Поскольку пациенты, как правило, начинают реже чистить зубы из-за болезненности, то в области больного зуба образуется мягкий налет, который также обнаруживается во время визуального осмотра. На рентгеновском снимке видно отсутствие перегородки между зубной полостью и кариозной (периодонтом).

2s.jpg

С целью постановки точного диагноза врач дополнительно может назначить следующие обследования:

• термопробу, т.е. когда на больной зуб действуют термическими раздражителями. Если у больного хронический гипертрофический пульпит, то реакции зуба на раздражители нет;
  • снимок, сделанный при помощи рентгена, на котором обнаруживают соединение пульповой камеры с пораженной кариесом полостью;
  • электороодонтодиагностику, в этом случае определяется пороговая чувствительность пульпы при пропускании по ней электрического тока.

Как лечат гипертрофический пульпит.

Для лечения гипертрофического пульпита пораженную пульпу частично или полностью удаляют путем проведения хирургической операции. В виду болезненности процедуры пациенту проводят местный либо общий наркоз.

Если пульпу частично удаляют, то срезают ее верхнюю, коронковую часть. Для того чтобы убрать все новообразования в пульпе необходимо, чтобы они погибли, с этой целью используют пасту на основе мышьяка, которую закрывают временной пломбой на несколько суток. Затем мертвые ткани иссекают, останавливают кровотечение, обрабатывают полость антисептическими растворами с формированием корневых каналов, подлежащих дальнейшему пломбированию фотополимерными материалами. Перед установкой постоянной пломбы пациент в течение недели ходит с временной пломбой, под которую накладывают специальную лечебную прокладку.

\hronicheskij-gipertroficheskij-pulpit6.jpg

В случае полного удаления нервно-сосудистого пучка пульпа извлекается сначала частично, ее верхняя часть, а затем полностью, с корневой частью. Далее после остановки кровоточивости проводят антисептическую обработку полости и подготавливают каналы для пломбирования. В случае непроходимости корневых каналов используют электрофорез с лекарствами. На данном этапе очень важно качественно пролечить все каналы коренного зуба, чтобы в дальнейшем не вызвать их воспаление и как следствие в результате привести зуб к периодонтиту. Пролеченные корневые каналы пломбируют.

При своевременном и качественно проведенном лечении гипертрофический пульпит не вызывает дальнейших осложнений, у пациента прекращаются боли и кровоточивость, а восстановленный зуб снова сможет выполнять свой ежедневный функционал, связанный с эстетичностью и полноценным пережевыванием пищи. Если же запустить лечение данного заболевания, то это может грозить вам дальнейшими осложнениями, такими как периодонтит, лечение которого будет более длительным и тяжелым.

Меры профилактики.

С целью предупреждения развития гипертрофического пульпита нужно добросовестно относиться к проведению качественной гигиены ротовой полости, уходу за зубами, кроме того, важно полноценно и правильно питаться, т.е. употреблять как можно больше полезных продуктов, богатых минералами и витаминами, а вредную пищу по возможности исключить из рациона: конфеты, сладости и другие углеводистые продукты. Важно следить за состоянием зубов, для этого надо проводить самостоятельный осмотр, а при выявлении у себя неприятных симптомов и болезненности в процессе жевания пищи как можно раньше посетить стоматолога.