СтоматологияИнформацияСтатьиШатаются передние зубы решение проблемы

Шатаются передние зубы решение проблемы

Передние зубы могут стать подвижными даже при тщательном уходе за полостью рта. Эта патология создает не только эстетические, но и физические неудобства. Игнорировать ее появление нельзя, так как расшатывание может спровоцировать утрату зубов.

Чтобы вылечить патологическую подвижность верхних или нижних передних зубов, необходимо посетить стоматолога. Врач выяснит причину, которая привела к проблеме, и назначит грамотное стоматологическое лечение. Пытаться помочь самому себе с помощь «дедовских» методов, если сильно шатается зуб, не следует, так как это чревато необратимыми последствиями.

Степени расшатывания передних зубов

В стоматологии выделяют четыре степени расшатывания зубов:

• 0 — физиологическая подвижность или вариант нормы;
  • I — подвижность определяется на ощупь. Это говорит о наличии обратимых изменений в связочном аппарате зуба;
  • II — подвижность зубов определяется и тактильно, и визуально. В такой ситуации шинирование обязательно, так как изменения, произошедшие в опорных тканях зуба, уже необратимы;
  • III — зуб максимально отклоняется даже при легком надавливании щекой, языком. Здесь шинирование уже не поможет, поэтому зуб удаляют.

Определив степень подвижности верхних или нижних передних зубов у пациента, стоматолог принимает решение о необходимых лечебных манипуляциях.

По каким причинам начинают шататься передние зубы

Наиболее часто передние зубы начинают шататься по следующим причинам:

Воспаление десен как причина расшатывания передних зубов

Воспалительный процесс в деснах может вызываться микробами, бактериями. Как следствие, десны становятся рыхлыми и начинают кровоточить даже при незначительных воздействиях. Со временем они становятся неспособными нормально фиксировать костные ткани.

При воспалении десен в большинстве случаев пациенту ставится один из следующих диагнозов:

• Пародонтоз. Это атрофия тканей, которые окружают зуб. При пародонтозе они утрачивают связь с костными тканями челюсти. Болезнь может проявляться неприятным запахом изо рта, подвижностью одного или сразу нескольких зубов, болезненностью. Если ее не лечить, корни зубов оголятся, на эмали сформируются дефектные очаги.
  • Киста зуба. Представляет собой доброкачественное образование, локализующееся возле зубного корня. Внутри него находится жидкое содержимое. Разрастаясь, киста постепенно захватывает здоровые ткани. Она сдавливает кровеносные сосуды и нервные окончания, из-за чего ткани, окружающие зуб, не получают нужных им питательных веществ. Как результат, зуб, у основания которого располагается новообразование, начинает шататься.
    Серьезным осложнением кисты зуба является гнойное воспаление костной ткани. Проблема состоит в диагностике такого новообразования, так как на ранних стадиях обнаружить его можно только с помощью рентгена. Когда же киста становится заметной невооруженным глазом, поражение оказывается уже очень обширным.
  • Периодонтит. Для этой болезни характерно воспаление тканей, находящихся возле корня зуба. Постепенно начинает разрушаться и зубной нерв, рассасывается костная ткань, зубной корень расшатывается. Признаками периодонтита являются: подвижность зубов, отек щеки/губы, зловонный запах изо рта. Также при этом диагнозе могут образовываться кисты или гранулемы.
  • Периостит (флюс). Стоматологическое заболевание, при котором воспаление затрагивает надкостницу, скапливается гной. Зубы начинают шататься, температура тела повышается, зуб и окружающие его ткани болят.
  • Гранулема. Возникает, если вовремя не была удалена киста зуба. Разросшаяся киста заполняется гнойным содержимым, десна поражается, корень зуба становится плохо закрепленным. Удалить гранулему можно только хирургическим путем.

Хронические заболевания, вызывающие расшатывание передних зубов

Часто подвижность зубов наблюдается при сахарном диабете, псориазе, болезнях щитовидки. Все эти недуги приводят к серьезным изменениям в сосудах. Из-за этого начинают страдать органы и ткани с богатым кровообращением. К последним относится пародонт — ткани, связки и слизистая оболочка, которые отвечают за удержание зуба.

Из-за недостаточного кровообращения наблюдаются дистрофические явления в деснах, шейки зубов начинают оголяться. Тогда развивается пародонтоз — одна из самых распространенных причин расшатывания нижних и верхних передних зубов.

Расшатывание передних зубов из-за неправильного прикуса

Аномальный прикус создает неравномерную нагрузку на зубы при жевании или даже в состоянии покоя. С годами такая ситуация может привести к выраженной подвижности зубов.

Больше всего страдают из-за неправильного прикуса нижние передние зубы, если напротив них находятся «кривые» верхние — на них очень сильно давит верхняя челюсть. Чтобы избежать проблемы подвижности зубов, людям с аномальным прикусом рекомендована установка брекет-систем.

Плохое состояние зубов при неполноценном питании

При несбалансированном питании организм страдает из-за нехватки жизненно важных веществ — витаминов и микроэлементов. Особенно важны для нормального развития зубочелюстной системы кальций и калий, витамины А, С и Е, группы В. Если человек голодает, его зубы начинают буквально крошиться.

Гормональные изменения, обуславливающие расшатывание передних зубов

Гормоны влияют на функционирование всех органов и систем. Беременность и климакс — это два наиболее опасных в этом плане периода в жизни женщины. Так, например, в период менопаузы снижается выработка эстрогенов, принимающих участие в синтезе большого числа важных веществ. Из-за этого волосы становятся ломкими, ногти обламываются, а зубы расшатываются.

Травмы, приводящие к подвижности передних зубов

Из-за травм в большинстве случаев по понятным причинам страдают передние верхние зубы. Сложность в том, что при ударах может повредиться не только коронка зуба, которую можно легко реставрировать с помощью современных методов стоматологии, но и корни зуба. Это приводит к расшатыванию или утрате.

Варианты стоматологического лечения аномальной подвижности передних зубов

Определиться со способом лечения подвижности передних зубов стоматолог может только после осмотра ротовой полости, уточнения причины, обусловившей расшатывание.

• Если воспалены десны, могут быть назначены антибиотики, полоскание лекарственными растворами.
  • Если всему виной бруксизм, на ночь пациенту рекомендуют надевать специальные пластинки, которые не дают плотно сжимать зубы во время сна. При их регулярном использовании проблема исчезает сама собой.
  • Если зубы шатаются по причине аномального прикуса, проводится длительное ортодонтическое лечение.
  • Если расшатывание возникло после получения физической травмы, применяются шины, фиксирующие подвижные зубы в правильном положении.
  • Если обнаруживается киста, ее удаляют хирургическим путем.

Иными словами, каждая ситуация требует индивидуального подхода. Самые частые процедуры, которые проводят, чтобы укрепить зубы и десны, это:

• гигиеническая чистка зубов;
  • физиотерапевтические процедуры;
  • лекарственные инъекции;
  • массаж десен;
  • кюретаж карманов десен;
  • аппаратная терапия;
  • прием противовоспалительных и антисептических средств;
  • шинирование;
  • хирургическое лечение.

Если спасти зубы невозможно, производится их удаление с последующей имплантацией.

Шинирование как эффективный способ укрепления подвижных передних зубов

Шинирование представляет собой абсолютно безболезненную процедуру. Проводится оно по следующей схеме:

1. Врач убирает с поверхности зубов налет и зубной камень.
  2. Со стороны языка (если шатаются нижние зубы) или с передней стороны (если шатаются верхние зубы) проделывает в шатающихся зубах и их «соседях» бороздку глубиной 0,5 мм.
  3. В углубление закладывает стекловолоконную нить. Сверху закрывает ее фотополимерным материалом. Когда фиксирующая лента застывает, она становится более прочной, чем металл.

Как результат, все зубы, которые подверглись шинированию, начинают прочно держаться друг за друга. Жевательная нагрузка, оказываемая на них, распределяется равномерно. Это продлевает срок их службы примерно на 6 лет.

Управляемая регенерация кости для борьбы с шатающимися передними зубами

Если зубы расшатаны очень сильно из-за потери костной ткани (такое наблюдается при запущенном пародонтите), проводится пародонтальная процедура — управляемая регенерация кости. Она направлена на восстановление костной поддержки и включает в себя два этапа:

1. Восстановление утраченной кости путем применения замещающего материала-трансплантата.
  2. Закрытие места стоматологического вмешательства специальной барьерной мембраной для его защиты от воздействий внешней среды.

Костный заместитель стоматолог размещает именно в зоне дефекта вокруг подвижного зуба, а сверху покрывает его мембраной. При необходимости накладываются швы или бандаж. Когда заживление завершится, их удаляют.

Лоскутная операция

Лоскутную операцию проводят, если зубы сильно расшатались из-за разрушения тканей пародонта. В ходе вмешательства врач может увидеть дефектные ткани и аккуратно их убрать. Операции предшествуют следующие подготовительные этапы:

• профессиональная гигиена полости рта;
  • прием витаминных комплексов с целью укрепления иммунитета;
  • прием противовоспалительных лекарств;
  • лечение хронических заболеваний (если таковые имеются у пациента).

Во время лоскутной операции делается анестезия (местная либо общая). После зона вмешательства обрабатывается антисептиком, стоматолог-хирург определяет размеры лоскута, который будет снят со слизисто-надкостничной ткани.

Следующий шаг — выполнение двух вертикальных надрезов в пределах четырех ближайших зубов. Края этих надрезов соединяют горизонтальными разрезами. В итоге лоскут ткани отсекается.

Затем врач очищает корни от камней и других отложений. Форму челюсти восстанавливают, фиксируя искусственный материал. Поверх него пришивают ранее снятый лоскут. Сверху накладывают защитную повязку. Через десять дней швы снимают.

Несъемные протезы при расшатывании передних зубов

Продлить срок службы расшатанных передних зубов можно, установив несъемные протезы. Выбор подходящей конструкции осуществляется с учетом количества отсутствующих единиц и их расположения в ротовой полости.

Если подвижны два и более передних зубов, может быть установлен мостовидный протез. Хорошо зарекомендовало себя в такой ситуации и бюгельное протезирование.

Таким образом, подвижные зубы можно спасти или по крайней мере значительно продлить их жизнь, если обратиться к врачу своевременно. Если же патология игнорировалась пациентом долгие годы и в момент обращения наблюдается третья степень расшатывания либо зубы уже выпали самостоятельно, придется прибегнуть к имплантации. При необходимости ей могут предшествовать операции по восстановлению объема костной ткани.